Что чувствует клиент психолога?
Хороший вопрос. Во-первых, конечно же, клиент чувствует что-то своё, что, собственно, и привело его к психологу. Тут даже не скажешь "это чувствует клиент". Это (вину, страх, одиночество итд итп) чувствует человек, в общегражданском контексте, по жизни (утром или вечером, постоянно или никогда). Те, кто никогда не чувствуют, обычно говорят об ощущениях (пустоты), о мыслях (о суициде, как минимум - о бренности всего земного). И безо всяких психологов об этом развёрнуто написано, например, во множестве открытых интернет-дневников.
В чём же тогда специфика клиентских ощущений? Клиент психолога - это человек, обратившийся за психологической помощью к другому человеку, имеющему нужные навыки и подходящему территориально, хронологически, финансово итп.
Что такое психологическая помощь? Это помощь в уравновешивании шариков и роликов на прочном фундаменте самопознания. Самопознание бывает "местным" (если достаточно адекватного человека интересует лишь один узкий вопрос, от трудоустройства до смягчения переживаний по отдельному жизненному эпизоду) или "общим" (в таком случае, если более точно, мы говорим о психотерапии). "Местное" самопознание ограничено по продолжительности, может спровоцировать последующее обращение за долгосрочной терапией, имеет свой формат - и на нём мы остановимся подробнее.
Формат краткосрочной консультационной психологической работы подразумевает
- первичную консультацию, с выяснением причины обращения и возможностей для дальнейшей работы,
- несколько ориентированных на решение, собственно рабочих консультаций,
- и завершающую консультацию с подведением итогов, закреплением результата и формулировкой дальнейших возможных пожеланий клиента.
До первичной консультации не достаточно известно, понимают ли психолог и клиент друг друга, смогут ли они сообща работать над одной (клиентской) проблемой. Психолог - не гадалка, и без клиентского содействия может даже навредить.
Последующие рабочие консультации выстраиваются психологом на основании оговоренных на первичной встрече задач и возможностей. Если клиент с порога упоминал, что приезжать сможет только раз в месяц на полчаса, это его право. Право психолога - отказаться от работы в таких условиях, или "иметь с ними дело". Конечно, во втором случае необходимо предупредить клиента о возможных осложнениях, а главное - о маловероятности результатов. В ответ клиент может отказаться от консультирования вообще, может найти другого консультанта, а может "иметь с этим дело". Вообще, способность иметь с этим дело - одна из важнейших отличительных черт адекватности.
Завершающая консультация возвращает клиента и психолога в обычный мир. В этом мире психолог - всего лишь профессия некоторой группы лиц, специальность № ХХХХХХ (их несколько видов); один конкретный психолог мог оказаться так себе, мог, наоборот, хорошо помочь, но в целом он(а), безусловно, погоды не делает.
Таким образом, собственно клиентские переживания добавляют к исходным человеческим два разноплановых довеска:
- то, что клиент почувствовал бы, встретив психолога как человека вообще, по жизни (например, в метро, в своей компании итп),
- то, что связано с ситуацией оказания услуг, помноженное на цену вопроса.
Мужчина, по жизни презирающий блондинок, но выбирающий себе в консультанты по какому-либо поводу блондинку кадидата наук ("мне рекомендовала Вас моя начальник отдела, Вы ей два года назад прекрасно помогли порадоваться свадьбе сына"), рискует стать спонсором вопреки всякой, вполне возможной, компетентности девушки.
Женщина, после междугороднего переезда трепещущая перед обращением к новому сапожнику, первичной консультации убоится ещё больше - даже горячо любимые сапожки терять легче, чем себя.
Бунтарь, развенчивающий авторитеты, придёт в бешенство по ходу рабочих консультаций, не выдержав очевидного падения когда-то чудесного человека (психолога).
Дитя развода, видевшая папу только на фотографии, завершая краткосрочную проблемоориентированную работу с психологом-мужчиной может с удивлением обнаружить у себя непереносимую грусть, явно не связанную с исходным запросом "боюсь собеседований". Потому что этот заботливый мужчина так и не принесёт ей шоколадку.
Все эти чувства - специфически клиентские.
Если ситуация обращения за услугой для человека болезненна сама по себе, ему лучше не рисковать, рассчитывая на чью-либо успешную помощь в "местном" самопознании. Помощь может быть оказана прекрасно, специалист может быть лучшим в городе, но собственная эмоциональность такого человека в отношениях "клиент-консультант" создаст ему множество доселе неведомых осложнений.
Если же некие люди (блондинки/женщины/мужчины, старшие/младшие, казахи/евреи/протестанты итп) по жизни вызывают у кого-то отторжение, при выборе психолога для краткосрочной работы ему достаточно учесть свои обычные вкусы. Психологов много. Не доверяете блондинкам? Могу предложить брюнетку (это самореклама:).