Дрессировка и математика
От репетитора частенько ждут восполнения пробелов школьной дрессуры. Нужные правила в нужном порядке - вот искомое наполнение подростковой головы.
Между тем, вовсе не о правилах говорил Ломоносов ("математика ум в порядок приводит"). Во-первых, все правила чем-то обоснованы. Одно дело - учить их как мистическую мантру, и другое - убедиться в их естественности. Во-вторых, правила связывают между собой какие-то объекты. Большинство объектов школьной математики требуют нескольких подходов - сначала оговаривается их практический смысл, дальше - общие особенности их поведения, следом - детали и хитрости. Если правила для ребёнка образуют хаотическую массу, а поведение объектов не прочувствовано - это не математика, это жуть какая-то.
К сожалению, во многих семьях эта картина повторяется из поколения в поколение. Родителям, хорошо знающим предмет, может помешать в обучении ребёнка их слишком хорошее знание предмета - явно более глубокое, чем у детей. Родителю трудно заметить, где же у ребёнка проблемы. Но родителям, плохо ориентирующимся в школьной программе, тяжело вдвойне. Они могут платить репетитору, но морально при этом сводят всю работу на нет. Это, в первую очередь, тема "мы - люди маленькие". Репетитор нужен, чтобы сдать ЕГЭ на 3-4 и получить аттестат. Ни предмет как таковой, ни развитие мышления в их планы не входят.
При таком проекте практически неизбежен семейно-репетиторский конфликт. Ни остановку на давно зачтённой теме, ни выбор последовательности прохождения тем в такой ситуации согласовать не удастся. Репетитор может понимать, что непосредственная зубрёжка правил приведёт максимум к трояку, и в интересах ребёнка - более целостный подход. Однако кто платит, тот и заказывает музыку, и при каждой встрече репетитор должен отчитываться перед родителями о вбитом в голову за урок.
Чисто по-человечески это - тяжёлое испытание. И для родителей, и для ребёнка, и для репетитора. Родители платят серьёзные деньги, ждут повышения у ребёнка готовности ходить строем, а получают разночинца. Ребёнок мечется между надеждой и тошнотворным разочарованием в семье и в себе, понимая, что решает тут только не он. А репетитор чувствует, что не будь тут его ноги, может, и жили бы люди счастливо, со всеми своими двойками, скандалами и привычками.
Так бывает - хотели, как лучше, а получилось хуже, при чём - для всех.
* * *
Похоже ли это на Вашу историю?
Если Вы хотите ответить на эту статью - напишите мне на mathandpsy@yandex.ru с пометкой "ответ на статью (Дрессировка и математика)" в теме письма.
Если Вы не возражаете против публикации Вашего рассказа на моём сайте, с Вашей подписью или анонимно, пожалуйста, уточните это в Вашем письме.