Игры с репетитором
Иногда репетиторство (со стороны репетитора) напоминает сизифов труд. Камень, взгромождённый на вершину письменного стола, с грохотом рушится вниз - скажем, репетитор проболел неделю, и со школьником занимались няня/мама/бабушка/Отец. Вернувшись к работе после болезни, репетитор встречает незнакомого ребёнка - того самого, с которым когда-то уже начинал заниматься.
Разговор о семейном вандализме можно вести с двух сторон. А именно, каковы его причины, и какова технология. Технологически родне достаточно сощурить глаза, сдвинуть брови, и напомнить сыну или дочери, что с его (её) "тупыми рассуждениями" (это цитата) на хорошие оценки рассчитывать не стоит. Конечно, бывают методы и похитрее.
Теперь рассмотрим причины. Приглашение репетитора к ребёнку - история крайне запутанная. Обычно декларируемая цель - помощь ребёнку в учёбе. Но существуют и другие возможности.
Иногда репетиторские уроки покупаются, потому что "у других уже есть". Иногда покупают уроки нового репетитора, потому что старый надоел. Иногда покупают репетиторов одного за другим, потому что реальная проблема вообще вне репетиторского поля.
Одна из наиболее распространённых игр с репетитором - в смысле Эрика Берна (автора бестселлера "Игры, в которые играют люди") - это приглашение репетитора как подтверждение факта ущербности школьника. "Нормальным детям репетиторы не нужны". В таком случае репетитор похитрее спокойно приходит за деньгами в установленное время, поддерживая родителей в их несчастье (вспомните даму-педиатра из "Похороните меня за плинтусом"). А репетитор поответственнее начинает мутить воду, ожидая от ребёнка успехов. Успехи натыкаются на предписанный ребёнку семьёй сценарий неудачника, и репетитор с треском вылетает за борт, поскольку не так строит свои уроки, да и вообще... репетиторов много, другого найдём. Который деньги будет брать за молчание.
Поскольку человеческая мотивация темна и многослойна, чисто игровые, или чисто деловые сценарии встречаются редко. Куда чаще мы имеем дело со смешанными задачами - немного в учёбе помочь, ну и чтобы не слишком зазнался при этом наш маленький негодяй, и ещё что-то третье-четвёртое-пятое по ходу. Однако чем больше игры (с подтекстом неудачи), тем хуже перспектива. Тем больше репетиторских усилий понадобится для всё меньших результатов.
А деньги те же.
Поэтому семьям, меняющим репетиторов как перчатки, я предлагаю разобраться со своими ожиданиями. Например, на моих психологических консультациях и тренингах: что представляет собой для их ребёнка обычная школьная "педагогическая ситуация"? Что реально требуется от репетитора? Нужен ли, действительно, репетитор-предметник, и если да, то зачем? Существует ли вообще этот живой человек-репетитор, способный удовлетворить семейные ожидания?
Репетиторам-предметникам, регулярно или редко но метко попадающим в подобные клиентские капканы, я предлагаю психологическое консультирование как помощь в анализе и коррекции соответствующих антипрофессиональных внутренних и межличностных психологических привычек.