Ожидания и результаты
Покупатели репетиторских услуг, как и покупатели телевизоров (или, скорее, спортивных тренажёров), иногда довольно внятно представляют себе, чего хотят. Однако чаще цели покупки расплывчаты и не слишком реалистичны. Поскольку лично мои расценки на общем фоне достаточно высоки, я хотела бы пояснить, за что именно мои клиенты мне платят, и за что, напротив, мне платить бессмысленно – потому что это вне моих компетенций.
Итак, во-первых, я развиваю математическую эрудицию моих учеников. Я ориентируюсь в этом предмете лучше среднестатистического репетитора, хотя с преподавателями математических кафедр специализированных ВУЗов мне уже не сравниться – я защитила мой диплом по теории чисел ещё в ХХ веке и с тех пор «взрослой» математикой почти не интересуюсь.
Во-вторых, я отрабатываю с учениками навыки самоорганизации, самоопределения в учебной деятельности, развиваю адекватность их предметной математической самооценки их реальной ситуации. В этой части моей работы я использую мой опыт психолога-консультанта. Типичная история – отличник с самооценкой неудачника и глубоко уверенный в себе троечник. На мой взгляд, ни тот, ни другой не могут качественно, в полную силу учиться без предварительной коррекции самооценки в сторону её соответствия реальности.
В-третьих, в силу моей личной истории, я оказываюсь для многих детей примером некоторого социального пути. Я «выстроила себя сама», и на уроках естественно внимательна к индивидуальным склонностям учеников. Поскольку мои склонности мне известны и важны, мне легко уважать других.
При этом, я не фея. «В прошлой четверти у нас четвёрки-пятёрки были, со вчерашнего дня тройки пошли, сегодня вечером экзамен – не поможете ли?» Нет, не помогу. Потому что любой навык требует времени для автоматизации – для образования в ЦНС нужных нейронных связей. А даже хорошо понятый, но не автоматизированный навык в стрессовых экзаменационных условиях почти не применим.
Иными словами, математика не заразна. Репетиторская работа реально приносит плоды только при наличии некоторых сопутствующих условий – физиологических, бытовых, социальных. Покупка репетиторских услуг дистрофичной буке может положительно сказаться на его/её карьере – бука станет клерком. Однако, на мой взгляд, в математике такие дети довольно прилично разбираются и без репетиторов, а репетитор используется ими как «хороший человек, с которым хоть поговорить можно». Я думаю, что в ситуации, где помимо репетитора нужно ещё семеро нянек разных профилей, клиентам лучше начинать с психолога-консультанта, возможно – с семейного консультанта. А иногда – с юриста.
* * *
Будучи по второй специальности психологом, я могу браться и за консультационную работу там, где изначально клиенты планировали ограничиться репетитором. Однако
- я никогда не работаю с одним человеком, и даже с людьми из одной семьи одновременно как психолог и как репетитор;
- я никогда не работаю "между строк", то есть при заказе на репетиторство я занимаюсь именно репетиторством, а при заказе на психологическое консультирование - именно психологическим консультированием.
Таким образом, переход от репетиторства к психологическому консультированию
- может быть мной как репетитором настоятельно рекомендован;
- при этом клиент дополнительно может найти психолога, и я останусь репетитором,
- может найти нового репетитора, а я превращусь из репетитора в психолога,
- может найти другого репетитора, забив на мои рекомендации, ну так это клиент всегда прав:)
- юридической ответственности за отношение клиентов к моим рекомендациям я не несу.